21 марта 2024 года на базе МОАУ «Гимназия № 6» состоялся семинар-практикум «Популяризация лучших практик по реализации целевой модели наставничества»
На семинаре присутствовало 16 кураторов по реализации Целевой модели наставничества в образовательных организациях.
Аржаных О.С. заместитель директора МОАУ «Гимназия № 6», представила опыт наставничества формы «ученик – ученик» коллеги подчеркнули следующие моменты: Ребенок-наставник – это не исполняющий обязанности педагога, а лидер в учебе и труде. В настоящее время в образовательных организациях, в той или иной мере, присутствуют элементы детского наставничества: старшеклассники помогают малышам в подготовке мероприятий, участвуют в организации культурно-досуговой деятельности, в том числе и на летних оздоровительных площадках. Оксана Сергеевна рассказала, что «Работодатель-ученик» и «студент–ученик» — две тесно взаимосвязанные формы наставничества в деятельности гимназии, реализующиеся через взаимодействие обучающихся ОО и профессиональных учреждений при реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также в летний период во время работы лагеря с дневным пребыванием детей.
Аржаных О.С. сделала вывод, что внедрение целевой модели наставничества в соответствии с методическими рекомендациями систематизирует эту работу, позволит зафиксировать результаты программ наставнической деятельности, провести анализ неудач и достижений.
Таким образом, внедрение практик наставничества в образовательных организациях не должно стать принудительным, выдуманным, искусственным процессом. Необходимо выделить те проблемы обучающихся, которые оптимально и эффективно можно решить, используя методологию наставничества. Трек детского наставничества легко пересекается с брендом современного образования – выбором индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Семенова Наталья Викторовна, заместитель директора МОАУ «Гимназия № 2» поделилась опытом с коллегами о Реализации целевой модели наставничества в ролевой форме «работодатель-студент». Представила Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – студент»:
«активный профессионал — равнодушный потребитель»
«успешный профессионал — студент, выбирающий профессию»
«коллега — будущий коллега»
«работодатель — будущий сотрудник»
Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме происходит адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и паттерны поведения, а также отслеживают их использование; мотивируют и корректируют работу.
Сотник М.А., методистом методического отдела, был разработан программно-методический комплекс «Ресурс» (Программа социально-профессиональной адаптации молодого педагога), направленный на ликвидацию профессиональных дефицитов, адаптацию и эмоциональную поддержку молодых педагогов, введение молодых кадров в корпоративное поле Дворца. Мария Александровна поделилась опытом с коллегами и провела мастер – класс.
Программно-методический комплекс «Ресурс» – синтез двух основных форм социально-профессиональной адаптации – обучения и наставничества.
Вариативная часть программы ориентирована на индивидуальные потребности каждого педагога и предполагает работу с наставником и научными консультантами. Причем, ролевой репертуар наставника меняется в зависимости от особенностей содержания программы. Например, наставники могут выполнять роль ментора, коуча, фасилитатора.
Мария Александровна рассказала, что в прошлом учебном году, реализуя программу социально-профессиональной адаптации «Ресурс», молодые педагоги получили право выбора формы итогового зачётного мероприятия инвариантной части программы: открытое занятие, публичный доклад с презентацией и обобщение опыта в форме статьи. 2/3 педагогов выбрали написание статьи.
Особенно в фокусе нашего внимания такой аспект, как специальные умения, которые помогают педагогу выявлять, обобщать и представлять собственный профессиональный опыт в форме статьи – создавать качественные письменные тексты научно-практического характера.
Педагогические статьи могут быть направлены на обмен опытом, рассмотрение различных подходов и методов обучения, а также на анализ результатов своей профессиональной деятельности.
Письменное изложение опыта и мыслей помогает систематизировать и структурировать информацию, делая ее понятной и доступной для других педагогов.
Так как же помочь молодому педагогу?
Одной из главных задач современного методического сопровождения должен стать поиск новых, эффективно работающих форм, которые будут не только способствовать успешной социально-профессиональной адаптации молодого педагога, но и повышению его коммуникативной компетентности в целом.
В связи с этим можно выделить основные задачи в методическом сопровождении молодых педагогов: изучение реальных профессиональных затруднений – профессиональных дефицитов в методической деятельности педагогов; информационная и консультационная поддержка в выстраивании индивидуального образовательного маршрута, а также выбор эффективных методов и форм организации познавательной деятельности в профессиональной подготовке молодых педагогов. Педагоги самостоятельно оценили уровень сформированности специальных умений при помощи анкеты с вербальной шкалой ответов.
На основе полученных результатов в вариативной части программы «Ресурс» был разработан интенсив-курс «Я — Автор», целью которого стало повышение профессионального мастерства молодых педагогов в области обобщения педагогического опыта в форме статей.
Итак, развивая письменную академическую дискурсивную компетенцию молодого педагога, мы не только создаём для него ситуацию успеха и положительный опыт профессиональной пробы как автора текстов, но и способствуем повышению уровня его компетентностного профиля в целом.
Естественно, по окончании обучения снова проведена диагностика, которая показала повышение уровня умений педагогов в написании статей.
Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение.
Семинар вызвал профессиональный интерес у коллег.