28 октября 2024 года на базе МОАУ «СОШ № 18» в очном режиме проведены региональные стажировочные площадки для молодых учителей начальных классов, истории и обществознания по теме: «Современный урок как основа качественного образования».
Модераторы: Долгополова Н.А, методист МАУ «Импульс центр»
Руководители стажировочной площадки: Сибгатова Н. Н., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 11», Рашевская Н.В., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 79», Ефимова А.В., учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ № 89», Курлаева А.А., учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ № 15».
Цель: знакомство с основными требованиями к организации современного урока,
Задачи: 1. Выявить взаимосвязи эффективности урока и качества образования.
- Рассмотреть основные составляющие современного урока.
Мероприятие состояло из 2 частей:
Первая часть проводилась в форме воркшоп по плану:
- Со вступительным словом для молодых учителей выступила методист МАУ «Импульс центр» Долгополова Н.А, в своей речи высказалась, что исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Цель воркшопа — создание конкретного результата, поэтому участники должны не только получить практические знания, но и сделать конечный продукт.
- Мастер-класс «Подготовка учителя к учебному занятию» Бирюкова Алена Олеговна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия № 1», победитель конкурсов профессионального мастерства педагогов «Педагогический дебют – 2015», «Учитель Оренбурга – 2023».
Алена Олеговна поделилась, как подготовиться к уроку качественно, не потратив на это целый день, где найти интересные материалы, как дать открытый урок, как задействовать всех детей на уроке. Педагог осуществляет планирование каждого занятия в отдельности, сохраняя между ними взаимосвязь для того, чтобы можно было при необходимости пошагово вернуться к предыдущему и перейти осмысленно к следующему.
Теоретическая информация представлена в группе https://vk.com/clubpedagog_i_deti
3 Практическая работа в группах. Методический инструментарий современного урока.
Неверова Ольга Алексеевна, учитель географии ВКК МОАУ «СОШ № 85», победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок- 2023».
Хайбрахманова Гузель Фанильевна, учитель математики ВКК МОАУ «СОШ № 85», победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок – 2022», призер конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель города Оренбурга – 2024».
Молодым учителям необходимо было создать современный урок географии по теме «Масштаб», которая изучается в 6 классе. Каждая группа демонстрирует отдельный этап урока.
1 группа Мотивирование на учебную деятельность. · Актуализация знаний (картинки, вопросы… для создания проблемной ситуации)
2 группа · Выявление места и причины затруднения. · Построение проекта решения проблемы.· Реализация проекта.
3 группа · Первичное закрепление. · Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
4 группа · Включение в систему знаний и повторение.
5 группа · Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учителям были представлены кейсы (к каждому этапу примеры заданий и карточки приемов), на основе цели этапа, представить свой вариант ее достижения, используя разнообразные приемы, итогом совместной работы станет готовый конструктор урока (время работы в группах 5 мин., защита 2 мин.)
- Из опыта работы. Самоанализ учебного занятия.
Миралинова Махабат Жумабаевна, учитель английского языка 1КК МОАУ «СОШ № 88», победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Педагогический дебют – 2024»
Миралинова М.Ж. выступила с темой «Самоанализ урока». Участникам стажировочной площадки было предложено ознакомится с шаблоном комплексного самоанализа урока.
Вторая часть мероприятия проводилась в группах по предметам (стажировочные площадки).
Практическая работа в группах по учебным предметам была представлена выступлением руководителей стажировочных площадок учителей истории и обществознания, начальных классов с интеллектуальной разминкой по теме «Методически инструментарий современного урока», где молодым педагогам было предложено определить понятия по основным признакам, были даны следующие термины (структура урока, формы организации познавательной деятельности обучающихся, цель урока, методы обучения, кейс метод или метод конкретных ситуаций, педагогическая технология, проблемно-диалогическая технология, приемы педагогической техники, методический инструментарий).
Руководитель стажировочной площадки продемонстрировала фрагмент урока, разработанный победителем II степени XII городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогический дебют — 2022», а также показала отрывок из конкурсного урока победителя областного этапа конкурса «Учитель Оренбуржья» 2021 года и участника всероссийского конкурса «Учитель года 2021» в, учителя истории и обществознания Марата Хажумарова,
Следующим этапом практической работе было участие молодых педагогов в разработки этапа урока открытие новых знаний по теме «Деятельность человека», где каждая группа должна была продемонстрировать свой фрагмент урока. Затем были предложены кейсы, задача на основе цели этапа, представить свой вариант ее достижения, используя разнообразные приемы.
Молодые учителя начальных классов работали над созданием лэпбука по теме: «Современный урок», «Урок открытия новых знаний». Лепбук составлялся поэтапно.
Коллеги получали теоретические знания, затем систематизировали их, учились применять полученные знания на практике и представляли результаты работы.
В конце занятия молодые педагоги сделали вывод:
— урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности;
— на уроке должно быть комфортно всем;
— учитель — соавтор образовательного продукта, а ученик — активный участник образовательного процесса;
— организация современного урока развивает личность ребёнка;
— важно использовать активные и интерактивные методы, чтобы ученики не только учились у учителя, но и учили друг друга;
— необходимо увидеть возможности каждого ребёнка и дать ему шанс реализовать их, почувствовать себя нужным, успешным, значимым.
Молодые педагоги пришли к выводу, что обучение будет достигнут только тогда, когда педагог сам находиться в постоянном поиске лучших и наиболее актуальных, соответствующих современной действительности практик, технологий и методов работы, поэтому от учителя зависит, насколько урок будет продуктивным, актуальным, современным.
Педагоги получили методические и практические рекомендации по конструированию учебного занятия, использованию приемов педагогической техники, подготовке обучающихся к ВПР, ГИА – 2025 и полезные ссылки на интернет-ресурсы.