28 ноября 2024 года на базе МОАУ «СОШ № 23» в рамках работы городской опорной площадки по читательской грамотности были проведены открытые уроки для учителей английского языка, литературы и начальных классов школ города Оренбурга.
Программа работы опорной площадки включала проведение уроков по гуманитарным предметам , где педагоги представили опыт по теме «Читательская грамотность как одно из условий повышения качества образования» (Валькова Н.Б., учитель начальных классов, Якупова Н.Н., учитель английского языка, Недосекина Т.А., учитель литературы) и практико-ориентированного семинара для учителей английского языка по теме «Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции при обучении английскому языку», на котором учитель английского языка Побережная Т.Б. представила опыт практической деятельности по теме самообразования.
Якупова Н.Н. представила урок английского языка по теме: «Hobbies» в 3б классе. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Учитель использовал несколько этапов работы с текстом для формирования читательской грамотности. На уроке использовались этапы: предтекстовый, текстовый и после текстовый. Всё это помогло учащимся составить объёмное и яркое представление по данной теме. В течение урока учитель использовал разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом. Были затронуты такие аспекты языка как: говорение (монологической речи – закрепление умения давать краткие ответы на вопросы), чтения по тексту и заданиям после текста, письма – тренировка орфографического навыка; урок ориентирован на закрепление учащимися таких аспектов языка как произношение лексики и читательской грамотности. На уроке учащимся были предложены различные учебные действия. Актуализированы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь, чувства.
Валькова Н.Б., учитель начальных классов на уроке русского языка по теме «Учимся понимать фразеологизмы» (4 «Б» класс) использовала задания, которые носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и активизировало познавательную деятельность. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинался с импульса, побуждающего к действию. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различными видами деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвёртого класса. Для развития читательской грамотности использовались приемы: кластер в виде гексов, мим-театр разыгрывание пантомим по теме урока, письмо с пробелами, чтение по спирали, работа с таблицей, реставрация предложения.
Недосекина Т.А., учитель русского языка и литературы на уроке литературы по теме «Мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова» (6 класс) углубила знания о творчестве М.Ю. Лермонтова; раскрыла мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермотова. Учитель использовала яркие факты биографии поэта, приблизила обучающихся к личности М. Лермонтова. Через события его жизни подвела обучающихся к глубинным основаниям творчества поэта. Провела исторический экскурс в историю России XIX века. Главный акцент делался на целостное восприятие обучающимися темы и формированию у шестиклассников читательской грамотности. Для этого были использованы следующие приёмы: нахождение главного в тексте, переработка устного текста в таблицу, комплексный анализ лирического произведения.