Английский язык. Аудирование на разных этапах обучения

Автор: | 26.01.2021

25 января 2021 года в рамках работы городского методического объединения учителей английского языка прошёл семинар  «Аудирование на разных этапах обучения», который организован в формате ВКС на платформе Zoom. Приняли участие 49 учителей английского языка образовательных организаций города. Модератор: МОАУ «СОШ № 79».

Опытом работы по заявленной теме поделились с коллегами Герингер О.А., Дергачева О.С., Кузнецова Н.А., Россошанская Т.Б., Искиндирова А.Г., учителя английского языка МОАУ «СОШ № 79».

На онлайн-встрече рассмотрены вопросы обучения аудированию на начальной, средней и старшей ступени  обучения: цели, главные требования к речи учителя.

Обозначены трудности аудирования иноязычной речи:

  1. связанные с особенностями аудирования как вида речевой деятельности и условиями, в которых эта деятельность осуществляется;
  2. обусловленные лингвистическими особенностями воспринимаемого на слух материала;
  3.  связанные со смысловой обработкой материала;
  4. обусловленные социокультурными особенностями страны изучаемого языка, которые находят свое отражение в аутентичных материалах для аудирования;
  5. обусловленные стилистическими особенностями текста;

Отмечено, что предотвращению трудностей может способствовать целенаправленная деятельность учителя по развитию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности.

Особое внимание уделено системе упражнений для обучения аудированию:

  1. Подготовительные (ориентирующие) на развитие:

— фонетических навыков аудирования, а также речевого слуха и внутреннего проговаривания;

— лексических навыков аудирования;

— грамматических навыков аудирования;

— оперативной памяти;

— языковой догадки и вероятностного прогнозирования;

— внимания;

— механизма селекционирования полезного звукового сигнала.

  1. Речевые.

Важной особенностью речевых упражнений является то, что они отражают трехчастную структуру речевой деятельности и, следовательно, включают задания, выполняемые последовательно на трех этапах: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания (дотекстовом, текстовом, послетекстовом).

  1. Контролирующие.

Приведены примеры контролирующих упражнений.

Коллеги отметили, что овладение аудированием — одна из самых трудных задач при изучении иностранного языка. Оно требует целенаправленной систематичной работы и большого объема практики в восприятии на слух. Только регулярное включение заданий на аудирование в образовательный процесс может дать реальные результаты.

Педагоги получили практические рекомендации и интернет-ресурсы: https://wordwall.net; https://progressme.ru/; https://vznaniya.ru; https://english-rooms.com/tests/beginner; https://englistening.ru; https://www.eslvideo.com

Материалы семинара