25 января 2021 года в рамках работы городского методического объединения учителей английского языка прошёл семинар «Аудирование на разных этапах обучения», который организован в формате ВКС на платформе Zoom. Приняли участие 49 учителей английского языка образовательных организаций города. Модератор: МОАУ «СОШ № 79».
Опытом работы по заявленной теме поделились с коллегами Герингер О.А., Дергачева О.С., Кузнецова Н.А., Россошанская Т.Б., Искиндирова А.Г., учителя английского языка МОАУ «СОШ № 79».
На онлайн-встрече рассмотрены вопросы обучения аудированию на начальной, средней и старшей ступени обучения: цели, главные требования к речи учителя.
Обозначены трудности аудирования иноязычной речи:
- связанные с особенностями аудирования как вида речевой деятельности и условиями, в которых эта деятельность осуществляется;
- обусловленные лингвистическими особенностями воспринимаемого на слух материала;
- связанные со смысловой обработкой материала;
- обусловленные социокультурными особенностями страны изучаемого языка, которые находят свое отражение в аутентичных материалах для аудирования;
- обусловленные стилистическими особенностями текста;
Отмечено, что предотвращению трудностей может способствовать целенаправленная деятельность учителя по развитию всех психологических механизмов аудирования, всех навыков и умений, входящих в структуру этого вида речевой деятельности.
Особое внимание уделено системе упражнений для обучения аудированию:
- Подготовительные (ориентирующие) на развитие:
— фонетических навыков аудирования, а также речевого слуха и внутреннего проговаривания;
— лексических навыков аудирования;
— грамматических навыков аудирования;
— оперативной памяти;
— языковой догадки и вероятностного прогнозирования;
— внимания;
— механизма селекционирования полезного звукового сигнала.
- Речевые.
Важной особенностью речевых упражнений является то, что они отражают трехчастную структуру речевой деятельности и, следовательно, включают задания, выполняемые последовательно на трех этапах: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания (дотекстовом, текстовом, послетекстовом).
- Контролирующие.
Приведены примеры контролирующих упражнений.
Коллеги отметили, что овладение аудированием — одна из самых трудных задач при изучении иностранного языка. Оно требует целенаправленной систематичной работы и большого объема практики в восприятии на слух. Только регулярное включение заданий на аудирование в образовательный процесс может дать реальные результаты.
Педагоги получили практические рекомендации и интернет-ресурсы: https://wordwall.net; https://progressme.ru/; https://vznaniya.ru; https://english-rooms.com/tests/beginner; https://englistening.ru; https://www.eslvideo.com