Арт-терапия как средство коррекции девиантного поведения детей

Автор: | 22.04.2021

15 апреля 2021 года состоялся семинар-практикум для педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) по теме «Арт-терапия как средство коррекции девиантного поведения детей». Встреча проходила в дистанционном формате на платформе ZOOM. В работе приняли участие 25 педагогов-психологов ДОО г. Оренбурга.

Организаторы – главный внештатный педагог-психолог Оренбургской области Демина И.И. и педагог-психолог  Беловолова К.Ю. ЦПМПК.

Демина И.И. напомнила участникам семинара-практикума, что арт-терапия это форма терапии, которая в своей основе опирается, в первую очередь, на искусство и творческую деятельность. Арт-терапия может послужить эффективным методом педагогической коррекции девиантного поведения учащихся. Одной из серьезных проблем современного общества является значительный рост числа социальных отклонений и девиантного поведения детей на протяжении последних десятилетий. Причиной этого выступают кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, происходящие в нашем обществе, частота и глубина кризисных явлений, обострение противоречий, конфликты разного уровня, которые в значительной степени подорвали психологическую и социальную уверенность в завтрашнем дне, повлияли на качество жизни, на особенности семейного воспитания и функционирование семьи в целом. Девиантное поведение определяется как отклоняющееся от социальной нормы поведение, система поступков и действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. В  современной психологической  науке  все  чаще  появляются  и исследуются    новые    арт-терапевтические    методики.    Арт-терапия представляет  собой  совокупность психокоррекционных  методик.

Педагог-психолог ГБУ «Центральная ПМПК Оренбургской области» Беловолова К.Ю. рассказала о методиках диагностики пограничных психических состояниях (страх, невротические расстройства, психосоматика). Одна из методик «Розовый куст». Рисуя розовый куст, ребенок фактически рисует свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой его состояния. Коррекция – в процессе опроса, дорисовывания происходит трансформация проблемной области, эмоции переходят в позитивное русло. После того, как ребенок закончил описание, ему зачитывают вслух каждое высказывание, чтобы он подумал, соответствует ли оно тому, что происходит с ним в реальной жизни. Она сделала акцент на том, что делать, если рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков. Другая методика «Волшебная страна чувств», целю которой выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка. Представила карту страны чувств, показала, как проводить диагностику и анализировать. Так же обозначила и другие методики диагностики психологического состояния. Например, САН, направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения. Методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности. На диагностику психологического состояния можно провести «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина. Все эти материалы были рекомендованы психологам ДОО для работы с детьми с  девиантным поведением.

Материалы