Семинар «Организационно-методическое обеспечение реализации наставничества в форме «ученик-ученик»

Автор: | 29.10.2021

27 октября 2021 года состоялся  семинар из серии «Подготовка условий для запуска Программы реализации целевой модели наставничества», на котором присутствовали кураторы из 48 образовательной организаций города. Модератор – МАУ «Импульс-центр».

Участники – кураторы внедрения и реализации Целевой модели наставничества образовательных организациях.

МАОУ «Гимназия № 6» является муниципальной опорной площадкой по внедрению Целевой модели наставничества (распоряжение управления образования администрации города Оренбурга от 04.06.2021 № 309).

Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей, современной школы. Изменились и сами модели наставничества и с точки зрения практики развития образования, было бы неправильно этого не замечать.

Сечкина Людмила Владимировна, координатор реализации ЦМН МОАУ «Гимназия № 6» осветила тему «Организационно-методическое обеспечение реализации наставничества в форме «ученик-ученик»». Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Сечкина Л. В. предложила рассмотреть этапы работы наставника.

Кузякин Дмитрий Витальевич, педагог-организатор МОАУ «Гимназия №5» представил описание схемы реализации наставничества «ученик-ученик»

Поделился опытом работы с детьми не только в общеобразовательной организации, но и в сфере дополнительного образования, а также в рамках деятельности детских и молодежных общественных объединений, продолжил презентацию формы наставничества «ученик-ученик», то есть, когда дети учат детей, уже с позиции практики: механизма реализации данной формы наставничества.

Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей, современной школы. Изменились, и сами формы наставничества и с точки зрения практики развития образования, было бы неправильно этого не замечать.

Эсауловой И.А., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ПНИПУ предложены новые модели наставничества, используемые в зарубежных компаниях. Нас в первую очередь интересует модель партнерского наставничества или наставничества среди сверстников. Хотя это не исключает присутствия и других моделей или их элементов при взаимодействии наставника и наставляемого. Например, уже давно известное ситуационное наставничество или недавно пришедшее вместе с ИКТ виртуальное наставничество.

Для реализации наставничества формы «ученик-ученик» Гимназия № 5 работает по следующей схеме (описание схемы Рис. 1).

Целью такого взаимодействия является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Опираясь на данную и другие, уже известные нам схемы, была разработана более подробная модель, учитывающая различные вариации ролевых взаимодействий внутри формы «ученик–ученик», которые различающиеся в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника, а также учитывающую вклад в данную систему детских сообществ (УСУ, ДОО, РДШ, НОО и др). Для организации хода наставнической программы в форме «ученик-ученик» можно реализовывать деятельность первичного отделения РДШ, школьных ДОО и УС, профильных отрядов, научных сообществ обучающихся, базирующихся на принципах эффективности, добровольчества, лидерства, коллегиальности, демократии и, что немаловажно, – общего интереса обучающихся.  Кроме того, особенностью работы с детьми является педагогическое сопровождение обучающихся на всех этапах программы и, конечно же, «детства не бывает без родительства», а потому важно учитывать и влияние родителей на данный процесс.

Кузякин Д. В. рассмотрел, как на практике можно реализовать данные варианты взаимодействий.

Наставническая деятельность необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем. А также как одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества, от обучающихся образовательных организаций к обучающимся образовательных организаций.

В заключение семинара участникам О.П. Шишкина, директором МАУ «Импульс – центр», муниципальным координатором внедрения Целевой модели наставничества, были даны рекомендации.

Материалы