Практико-ориентированный семинар по реализации Концепции преподавания родных языков народов России

Автор: | 09.12.2021

7 декабря 2021 г.  в МОАУ «СОШ № 1» в рамках работы опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов России для учителей города состоялся практико-ориентированный семинар по теме: «Система урочной и внеурочной деятельности для достижения планируемых результатов ФГОС на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы (из опыта работы)». В данном мероприятии приняло участие 20 учителей города.

Клостер М.А. выступила по теме: «Литературное краеведение как фактор развития учащихся на уроках родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности». Она отметила, что литературное краеведение тесно связано с историческим и географическим краеведением. Мария Александровна познакомила со своей системой работы с учащимися по разделу «Краеведение» на уроках родной литературы и реализации своих проектов в рамках внеурочной деятельности. На первых уроках в 5-6 классах изучается топонимика – история географических названий и объектов. Учащиеся занимаются исследовательской краеведческой работой, выясняют значение и происхождение названий городов, посёлков, рек, озёр, улиц нашего города. Итогом такой работы становятся доклады, сообщения, рефераты. Большое внимание на занятиях по литературному краеведению уделяется творчеству С.Т. Аксакова. Ребята с большим удовольствием создают иллюстрации к сказке «Аленький цветочек», готовят инсценирование диалогов, пишут продолжение этой истории. Изучение творчества В.И.Даля я начинаю в форме конкурсного занятия. В качестве домашнего задания предлагаю выяснить историю семьи и фамилии, подготовить сообщения о профессиях, которые получил В.И. Даль. Большое внимание на уроках литературного краеведения уделяется посещению нашего края А.С.Пушкиным. Учащиеся составляют маршрут движения поэта по нашим местам, более подробно изучают местность, историю Пугачёвского бунта, знакомятся с воспоминаниями очевидцев тех событий, проникаются уважением к историческому наследию нашего края. Большое внимание на уроках литературного краеведения уделяется посещению нашего края А.С.Пушкиным. Учащиеся составляют маршрут движения поэта по нашим местам, более подробно изучают местность, историю Пугачёвского бунта, знакомятся с воспоминаниями очевидцев тех событий, проникаются уважением к историческому наследию нашего края. Большой интерес у учащихся также вызывает творчество писателей, родившихся и живших в нашем крае.

Далее Бикитеева Р.М. акцентировала внимание участников на том, что сегодня очень очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ по литературе. Реализовывать идеи духовного и творческого развития обучающихся на уроках литературы помогают образовательные экскурсии в рамках внеурочной деятельности. Образовательные экскурсии помогают достичь основных целей филологического образования. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растет. Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды: литературно-биографические; литературно-краеведческие; историко-литературные; литературно-художественные и др. Обучающиеся с интересом выполняют задания, предложенные учителем. Например, написать отзыв об экспозиции; подготовить викторину, кроссворд. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий  играет поисковый метод.

Попова Е.А. рассказала о применении на своих уроках различных педагогических технологий — предметно-ориентированные технологии (технология дифференцированного обучения), технология личностно-ориентированного обучения; игровых технологий, проблемного и развивающего обучения; информационно-коммуникационные технологии.

Волокитина Татьяна Викторовна поделилась своим опытом работы с толковым и фразеологическим словарями на уроках родного языка. Описала на примере виды учебной работы над фразеологизмами с использованием фразеологического словаря. Так же отметила, что навыки работы со словарями пригодятся ученикам на всех школьных предметах, в любой сфере жизни. Возможность непосредственного применения навыка словарной работы на практике стимулирует обучение.

Берлина Т.Ю., учитель русского языка и литературы напомнила участникам семинара, что интеграция урочной и внеурочной сфер деятельности ребенка это создание  условий для формирования Личности, для развития творческих способностей учащихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, реализация их в сотворчестве с товарищами и  взрослыми. Как же продуктивно организовать внеурочную деятельность, чтобы она позволила достичь личностных и метапредметных результатов? Этот вопрос встает перед каждым педагогом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци­рованный подход к объему и содержанию домашних заданий, учитывающий познавательные возможности и особенности учащихся. Учитель рассказала о нестандартных формах работы на уроках родного языка и родной литературы, например, работа в группе по созданию сказки с соблюдением всех требований жанра, а также рассказала о необычных формах организации и реализации домашнего задания, об использовании  проектной деятельности, о создание путевых заметок.

Материалы