Практический семинар для учителей физики. Формирование математической грамотности и креативного мышления учащихся

Автор: | 17.01.2022

22 декабря 2021 года в рамках работы городского методического объединения учителей физики состоялся практический семинар «Формирование у учащихся умения решать задачи по теме «МКТ и термодинамика» — 2 часть экзаменационной работы. Эффективные методики подготовки. Формирование математической грамотности и креативного мышления учащихся». 

Модератор: Филатова Н.Н., учитель физики ВК МОАУ «Гимназия № 3», руководитель ГМО.

Опытом работы по заявленной теме поделились с коллегами учителя физики ВК Острина Г.С. (КШИ им. Неплюева), Хафизова Е.Н. (МОАУ «Лицей № 4»).

Коллеги представили различные методы и способы решения физических задач:

  1. Алгебраический (задачу решают с помощью формул и уравнений).
  2. Геометрический (при решении задач используют теоремы геометрии).
  3. Тригонометрический (в анализе используют тригонометрические соотношения, например формулы u = cosa, u = sina. Но этот способ решения применяется редко).
  4. Схематический способ – это способ решения текстовой задачи с помощью схем.
  5. Графический (при решении задачи используют график).

Отработали с педагогами решение задач 2 части КИМ ЕГЭ по теме «МКТ и термодинамика».

В рамках онлайн-встречи уделили внимание формированию математической грамотности и креативного мышления учащихся образовательных организаций, рассмотрели основные подходы к их оценке.

Математическая грамотность на уроках физики проявляется при:

  • оценке ответа на соответствие действительности при помощи математических действий;
  • переводе величин в систему СИ и из одной измерительной системы в другую;
  • решении задач на движение;
  • решении задач, связанных со свойствами треугольника;
  • применении свойств функции;
  • чтении и анализе графиков, диаграмм, таблиц.

Подчеркнули, что одной из эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Дали рекомендации «Как научить учащихся креативному мышлению»: иллюстрировать, подбирать ассоциации, использовать задачи ТРИЗ.

Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Участники семинара получили практические и методические рекомендации по подготовке выпускников к ГИА по физике.

Материалы