22 декабря 2021 года в рамках работы городского методического объединения учителей физики состоялся практический семинар «Формирование у учащихся умения решать задачи по теме «МКТ и термодинамика» — 2 часть экзаменационной работы. Эффективные методики подготовки. Формирование математической грамотности и креативного мышления учащихся».
Модератор: Филатова Н.Н., учитель физики ВК МОАУ «Гимназия № 3», руководитель ГМО.
Опытом работы по заявленной теме поделились с коллегами учителя физики ВК Острина Г.С. (КШИ им. Неплюева), Хафизова Е.Н. (МОАУ «Лицей № 4»).
Коллеги представили различные методы и способы решения физических задач:
- Алгебраический (задачу решают с помощью формул и уравнений).
- Геометрический (при решении задач используют теоремы геометрии).
- Тригонометрический (в анализе используют тригонометрические соотношения, например формулы u = cosa, u = sina. Но этот способ решения применяется редко).
- Схематический способ – это способ решения текстовой задачи с помощью схем.
- Графический (при решении задачи используют график).
Отработали с педагогами решение задач 2 части КИМ ЕГЭ по теме «МКТ и термодинамика».
В рамках онлайн-встречи уделили внимание формированию математической грамотности и креативного мышления учащихся образовательных организаций, рассмотрели основные подходы к их оценке.
Математическая грамотность на уроках физики проявляется при:
- оценке ответа на соответствие действительности при помощи математических действий;
- переводе величин в систему СИ и из одной измерительной системы в другую;
- решении задач на движение;
- решении задач, связанных со свойствами треугольника;
- применении свойств функции;
- чтении и анализе графиков, диаграмм, таблиц.
Подчеркнули, что одной из эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Дали рекомендации «Как научить учащихся креативному мышлению»: иллюстрировать, подбирать ассоциации, использовать задачи ТРИЗ.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Участники семинара получили практические и методические рекомендации по подготовке выпускников к ГИА по физике.