Методический семинар. Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса как инструмент повышения качества образования

Автор: | 01.03.2022

25 февраля 2022 года в рамках работы городского методического объединения социальных педагогов прошел методический семинар по теме «Современные подходы к организации и планированию образовательного процессакак инструмент повышения качества образования».

Модератор: Мазина О.Н., к.п.н., доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО ОГУ.

В рамках дистанционной встречи рассмотрены типы профилактических программ:

– Программы аффективного обучения и их модификации

– Программы эффективного и интерперсонального обучения (развитие Я — концепции)

– Программы поведенческого обучения

–  Мультикомпонентные программы

– Программы формирования социальных альтернатив.

Тьютор отметила, что мы не можем ограничиваться ни одним типом программ. Будь то информационные, программы когнитивного или эмоционального развития, программы формирования жизненных навыков или альтернативной активности. Это не значит, что мы не должны их проводить. Важно, что мы не должны ограничивать свое понимание профилактики процессом проведения программы. Однако программы должны существовать, разрабатываться и профессионально проводиться.

Привела те признаки, которые позволяют оценить разрабатываемую программу наиболее высоко:

  1. Наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики
  2. Четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы.
  3. Направленность на усиление адаптационных факторов и уменьшение факторов риска
  4. Основная цель — направленность на работу со всеми девиациями
  5. Развитие ресурсов личности
  6. Развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики.
  7. Формирование эффективных стратегий поведения
  8. Применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.
  9. Соответствие возрастным категориям.
  10. Сопровождение в СМИ.
  11. Содержание блока правового регулирования – повышение правовой компетентности.
  12. Привлечение общественного внимания к проблеме.
  13. Возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений на другие группы населения.
  14. Долгосрочность, цикличность программ, повторяющееся воздействие.
  15. Интенсивность и четкий алгоритм.
  16. Учет местной специфики.
  17. Развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.
  18. Мониторинг и контроль над эффективностью программы.
  19. Конкретность формулировки ожидаемых результатов
  20. Оправданность экономических затрат.

Сделала вывод: все аспекты организации профилактики, обозначенные выше, являются основанием для разработки методического конструктора, целью которого является помощь педагогам в проектировании профилактической деятельности в школе и наполнении ее актуальным содержанием.

Необходима разработка рекомендаций по организации профилактической работы на трех уровнях (первичном, вторичном и третичном), методические материалы, которые могут быть полезны педагогическим работникам при планировании и оценке результатов профилактической работы и проектировании программ.

Материалы