Технология работы с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Автор: | 28.03.2022

24 марта 2022 года в целях организованной подготовки к ГИА по русскому языку прошел семинар-практикум «Технология работы с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Модератор: МОАУ «Гимназия № 1». Ответственный: Болтенкова Л.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 2», руководитель ГМО ЮО.

Систему работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку представила Лысенкова Светлана Станиславовна, учитель русского языка и литературы ВКК МОАУ «Гимназия № 1», которая отметила, что задание с развёрнутым ответом № 27 (сочинение-рассуждение) является одним из самых трудных заданий ЕГЭ по русскому языку.

Проработала с педагогами теоретические аспекты подготовки к выполнению данного задания, приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку, критерии оценивания.

Представила алгоритм написания сочинения:

— внимательно прочитайте текст (обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);

— определите тип текста (художественный или публицистический);

— сформулируйте проблему и позицию автора;

— продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);

— подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста;

— определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);

— подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);

— продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;

— продумайте вступление и заключение;  

— проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть и каждый аргумент выделить в отдельный абзац).

Должное внимание уделила формированию читательской грамотности учащихся. Остановилась на стратегиях продуктивного чтения, которые использует на уроках русского языка в старших классах:

— стратегии предтекстовой деятельности;

— стратегии текстовой деятельности;

— стратегии послетекстовой деятельности.

Цель продуктивного чтения — формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое. Результатом будет умение у учащихся точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную информацию.

Сделала вывод: работа с текстом на уроках русского языка должна быть основной и вести ее надо, начиная с 5 класса, так как  содержание нового ФГОС ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Коллеги получили практические рекомендации по подготовке обучающихся 11 классов к экзамену.

Материалы