24 марта 2022 года в целях организованной подготовки к ГИА по русскому языку прошел семинар-практикум «Технология работы с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».
Модератор: МОАУ «Гимназия № 1». Ответственный: Болтенкова Л.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 2», руководитель ГМО ЮО.
Систему работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку представила Лысенкова Светлана Станиславовна, учитель русского языка и литературы ВКК МОАУ «Гимназия № 1», которая отметила, что задание с развёрнутым ответом № 27 (сочинение-рассуждение) является одним из самых трудных заданий ЕГЭ по русскому языку.
Проработала с педагогами теоретические аспекты подготовки к выполнению данного задания, приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку, критерии оценивания.
Представила алгоритм написания сочинения:
— внимательно прочитайте текст (обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
— определите тип текста (художественный или публицистический);
— сформулируйте проблему и позицию автора;
— продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
— подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста;
— определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
— подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
— продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
— продумайте вступление и заключение;
— проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть и каждый аргумент выделить в отдельный абзац).
Должное внимание уделила формированию читательской грамотности учащихся. Остановилась на стратегиях продуктивного чтения, которые использует на уроках русского языка в старших классах:
— стратегии предтекстовой деятельности;
— стратегии текстовой деятельности;
— стратегии послетекстовой деятельности.
Цель продуктивного чтения — формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое. Результатом будет умение у учащихся точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную информацию.
Сделала вывод: работа с текстом на уроках русского языка должна быть основной и вести ее надо, начиная с 5 класса, так как содержание нового ФГОС ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Коллеги получили практические рекомендации по подготовке обучающихся 11 классов к экзамену.