Подведены итоги муниципального этапа конкурса методических разработок «Время читать!»

Автор: | 23.05.2022

Во исполнение приказа министерства образования Оренбургской области от 02.03.2022 № 01-21/202 «О проведении IV регионального конкурса методических разработок «Время читать!», и распоряжения управления образования администрации города Оренбурга «О проведении IV муниципального конкурса методических разработок «Время читать!» № 135 от 17.03.2022 г, в целях выявления и изучения современных технологий проведения уроков и других образовательных мероприятий, способствующих формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений с помощью книг, развитию читательского вкуса, привычки к чтению; вовлечения учителей русского языка и литературы в активную деятельность по совершенствованию методики преподавания отечественной литературы состоялся муниципальный этап конкурса. Организатором конкурса является муниципальное автономное учреждение «Центр психолого-педагогический, медицинской, методической и социальной помощи «Импульс-центр».

К участию в конкурсе приглашались педагогические работники муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования города Оренбурга независимо от форм собственности: учителя, библиотекари, психологи, педагоги дополнительного образования.

В конкурсе 2022 г. приняло участие 34 участника из 23 образовательных организаций (2021 г. – 42 работы из 15 ОО), это на 8 работ меньше, чем в 2021 г. Объясняется это тем, что в условиях участия было установлено, что каждая общеобразовательная организация представляет только победителей школьного этапа, а также представлено только 2 номинации (в 2021 г – 3 номинации). Авторами предоставлены:

— 20 методических разработок: технологические карты уроков, внеклассных мероприятий, классных часов,  библиотечные уроки (2021 г – 28 работ);

— 14  буктрейлеров (видеозаписи, в которой в любой форме (художественная постановка, слайд-шоу с иллюстрациями, текстовый ряд) рассказывается о какой-либо книге (в 2021 г. – 12 работ).

Конкурсные материалы прошли оценку членов жюри. Все участники конкурса получили сертификаты, победители отмечены дипломами.

По мнению и оценкам жюри, решено присудить:

1 место и вручить диплом победителя 1 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» – Даниловой Т.И., учителю иностранного языка МОАУ «СОШ № 62»;
  • в номинации «Буктрейлер» – Красниковой Е.С., учителю начальных классов МОАУ «СОШ №68».

2 место  и вручить диплом победителя 2 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» – Назаренко С.Н., учителю начальных классов МОАУ «СОШ № 95»;
  • в номинации «Буктрейлер» – Шукалаковой С.Б., учителю начальных классов МОАУ «СОШ № 18».

3 место и вручить диплом победителя 3 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» – Бирюковой А.О., учителю русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №8»;
  • в номинации «Буктрейлер» – Дубовицкой П.Н., педагогу-библиотекарю МОАУ «СОШ №61».

Самыми активными образовательными организациями стали МОАУ «СОШ № 68» и МОАУ «СОШ № 56» по 4 работы, МОАУ «Гимназия № 7» и МОАУ «Гимназия № 6» по 3 работы.

Большинство участников представили свои лучшие уроки и занятия, классные часы. Технические инновации дали возможность новым средствам для практического создания и широкого распространения изданий в видеоформате. Второй год вместо привычных книжных выставок и обзоров в практике библиотек прочно закрепляется современный способ продвижения книги – буктрейлеры. Представляя молодому читателю книги и пропагандируя их в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу и медиаресурсы, а также – сетевые ресурсы. Достижения аудиовизуальной культуры позволяют учителям, педагогам-библиотекарям в динамичной и увлекательной форме донести до потенциального читателя рассказ о книге. Авторы смогли не только рассказать о том, чем же так хороша та или иная книга, но и показать наглядно, с помощью картин, рисунков, видеосюжетов. Педагоги продемонстрировали профессиональные компетенции в расширении читательского кругозора, интересов, развитию читательского вкуса у обучающихся. Показали своё мастерство в области передачи собственного инновационного педагогического опыта, культуру проектирования занятий, оригинальность и творческий подход к отбору содержания конкурсной работы, нестандартность подхода к проведению мероприятия.

Этот конкурс стал не только хорошей традицией, но и настоящей школой повышения педагогического мастерства педагогов, набирает обороты и привлекает интерес все большей аудитории.

Анализ конкурсных материалов позволил сделать следующие выводы.

Представленные технологические уроки, сценарии внеклассных мероприятий содержат методическую часть урока, этапы хода урока. В методической части отражена цель, задачи (воспитательные, развивающие, обучающие), образовательные технологии, межпредметные связи. Этапы урока демонстрируют логику ведения урока с соблюдением основных дидактических принципов: последовательности, системности, связи теории с практикой и др. Ход урока демонстрирует совместную деятельность педагога и обучающихся по решению учебно-познавательных задач. Заключительная часть урока содержит итоговые выводы сопоставимые с целью.

В некоторых работах, среди замечаний, можно выделить следующее:

— цель и задачи не конкретизированы;

— планируемые результаты не соотнесены с задачами;

— образовательные технологии не являются интерактивными;

— минимизировано представлена самостоятельная деятельность обучающихся;

— отсутствует деятельность по самооценке и самоанализу образовательной деятельности обучающихся;

— отсутствует дифференцированный подход на одном или нескольких этапах урока.

С помощью буктрейлеров авторы показали и выразили не только привычную фантазию, воображение и творческие способности, но и режиссёрский взгляд при представлении книги. Так же показали свои умения  использовать передовые технологии, несложные технические программы, применять продукт киноиндустрии и производить мультимедийные продукты. Реклама книги в популярных социальных сетях далеко не единственный, но в настоящее время самый прогрессивно развивающийся во всем мире способ, который доступен каждому, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера.

При оценивании работ жюри отметило, что некоторым авторам не хватило в работах:

  • креативности сценария;
  • оригинальности исполнения;
  • наличия специальных эффектов при оформлении видеоряда.

В целом конкурсные материалы соответствуют заявленному положению. 

Конкурсные материалы победителей будут направлены на IV региональный конкурс методических разработок «Время читать!».

Рекомендации:

  • соблюдать эстетичность оформления конкурсной работы;
  • четко выстраивать целеполагание и поставленные задачи конкурсной работы;
  • планируемые результаты соотносить с задачами;
  • использовать оригинальность и творческий подход к отбору содержания конкурсной работы, нестандартность подхода к проведению мероприятия;
  • соблюдать технические требования к работе;
  • продумывать сценарии, чтобы заинтересовывать читателя конкретным произведением;
  • использовать передовые технологии, несложные технические программы;
  • включать в видеоряд специальные эффекты при оформлении.