Особенности подготовки к итоговому сочинению

Автор: | 26.10.2022

20 октября 2022 года в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы прошел семинар — практикум «Особенности подготовки к итоговому сочинению – 2023».

Модератор: МОАУ «Гимназия № 8 им. Л. Таикешева». Ответственные: Завадская О.В., Лобак В.А., руководители ГМО.

Педагоги-тьюторы Завадская О.В., Сергеева Е.Н., Казакова Н.А. представили систему работы по подготовке выпускников 11-х классов к итоговому сочинению по литературе, рассмотрели специфику итогового сочинения (ИС), провели анализ разделов закрытого банка тем, озвучили требования и критерии оценивания сочинения, информационные источники.

Остановились на типичных ошибках: 

  • Отсутствие связок между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. Пропорциональность частей сочинения.
  • Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения.
  • Основная часть – 2/3. Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
  • Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения. Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью
  • Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения. Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
  • Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис.
  • Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.

Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом. Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.

Учителя русского языка и литературы получили ответы на проблемные вопросы и практические рекомендации по подготовке выпускников к итоговому сочинению.

Материалы