Отрабатываем приемы и методы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся начальной школы

Автор: | 16.12.2022

14 декабря 2022 г. на базе МОАУ «Лицей № 9» в рамках работы опорной площадки по формированию естественнонаучной грамотности состоялся мастер-класс по теме: «Методы и методические приёмы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся». В данном мероприятии  приняли участие учителя начальных классов из 44 образовательных организаций города Оренбурга.

Опытом работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира поделились с коллегами Васянина И.Н. и Карпец У.Г. Карпец У.Г. рассказала о методах формирования естественнонаучной грамотности обучающихся. Ею были выделены и раскрыты следующие методы: метод проблемного обучения, исследовательский метод, метод проекта. Васянина И.Н. представила методические приёмы: «Кластер», «Корзина идей», «Да – нетка», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Яркое пятно», «Мудрые совы», «Исследование в форме наблюдения».

Отработка представленных методов и приёмов с участниками мероприятий проводилась по секциям. В ходе работы каждая группа работала над своим методом или приёмом по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира. Координаторами первой группы были Радомская Е.П. и Касымова Г.П. Они проводили эксперименты по наличию или отсутствию крахмала в представленных продуктах. Работой второй группы руководила Похлебухина Е.В. Она представляла приём «Исследование в форме наблюдения».  В ходе работы участники мероприятий работали с дневником наблюдений и составляли графики погоды.  Работу в третьей группе курировала Толстых Н.А. Она отрабатывала с участниками мастер-класса проблемно-поисковый метод с элементами моделирования. В группе решалась проблема: как влияет качество воды на жизнь на Земле.  Координатором четвёртой группы была Пустобаева Е.С. Она представила приём «Кластер». На заключительном этапе групповой работы была проведена презентация получившихся продуктов.

Участники мероприятия пришли к выводу, что представленные приёмы по формированию функциональной грамотности, можно и необходимо применять на любом уроке. Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача которого, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Материалы