21 февраля 2025 года по плану МАУ «Импульс – центра» в рамках работы ГМО учителей-логопедов и дефектологов на базе МОАУ «Лицей № 7» г. Оренбурга состоялась работа стажировочной площадки для учителей-дефектологов ОО.
Ховриной С.А., учителем-дефектологом МОАУ «Лицей № 7», руководителем стажировочной площадки проведен мастер-класс: «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного обучения», которая отметила, что работа дефектолога по организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях интегрированного обучения имеет важное значение. Содержание работы дефектолога складывается из нескольких ключевых его функций:
— Индивидуализация обучения: Дефектолог разрабатывает индивидуальные образовательные программы, учитывающие особенности и потребности каждого ученика с ОВЗ. Это позволяет создать оптимальные условия для их обучения и развития.
— Методическая поддержка: Дефектолог предоставляет методическую помощь учителям, работающим с детьми с ОВЗ. Он может рекомендовать адаптированные учебные материалы, технологии и подходы, которые помогут учителям более эффективно взаимодействовать с такими учениками.
— Коррекционная работа: Специалист проводит коррекционные занятия, направленные на развитие необходимых навыков и преодоление трудностей, связанных с обучением. Это может включать работу над речевыми, когнитивными и социальными навыками.
— Психологическая поддержка: Дефектолог помогает создать комфортную и поддерживающую атмосферу для учащихся с ОВЗ, что способствует их эмоциональному благополучию и уверенности в себе. Он может проводить занятия по развитию социальной адаптации и управлению эмоциями.
— Сотрудничество с родителями: Дефектолог взаимодействует с родителями, информируя их о процессе обучения и предлагая рекомендации по поддержке детей в домашних условиях. Это сотрудничество важно для создания единой стратегии помощи ребенку.
— Мониторинг и оценка прогресса: Специалист осуществляет регулярный мониторинг успеваемости и развития учащихся с ОВЗ, что позволяет своевременно корректировать образовательные подходы и методы.
— Интеграция в образовательный процесс: Дефектолог способствует интеграции учащихся с ОВЗ в общий образовательный процесс, помогая им взаимодействовать с сверстниками и участвовать в совместных мероприятиях. Это способствует социальной адаптации и снижению стигматизации.
— Обучение учителей: Дефектолог может проводить тренинги и семинары для педагогов, обучая их методам работы с детьми с ОВЗ, что повышает общий уровень компетентности учителей в этой области. Таким образом, работа дефектолога в условиях интегрированного обучения является важным элементом, способствующим успешной социализации и обучению учащихся с ОВЗ. Он играет ключевую роль в создании инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок имеет возможность развиваться и достигать успехов.
Специалисты познакомились с основными принципами интегрированного обучения, структурой деятельности учителя-дефектолога в условиях интегрированного обучения, определили основу инклюзивного образования.
В практической части педагогам представилась возможность создания комфортной среды для учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.